• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Толерантность и миграция

Андрей Щербак рассказывает о круглом столе, организованном ЛССИ на социологическом конгрессе в Уфе

23 октября 2012 года в рамках IV Всероссийского социологического конгресса в Уфе состоялся круглый стол «Толерантность и миграция», организованный ЛССИ. Научный сотрудник нашей лаборатории Андрей Щербак подготовил обзор докладов, представленных на этой сессии.

Первой с докладом на тему «Межстрановой анализ факторов международной миграции» выступила ассоциированный сотрудник ЛССИ Мария Равлик. В ее докладе были сформулированы четыре основные гипотезы. В качестве зависимой переменной была взята доля мигрантов из одной страны, проживающих в другой  (данные 2010 года), посчитанная для всех возможных пар стран из выборки в 179 государств, по которым были доступны данные. В качестве независимых в регрессионную модель Марии были включены следующие переменные: численность населения, различие в показателях ИРЧП (Индекс развития человеческого потенциала) принимающих и отправляющих стран, различие в показателе Индекса человеческой безопасности принимающих и отправляющих стран, показатель «верховенства закона», а также наличие  колониальных связей между принимающей и отправляющей страной в ХХ веке. Практически все переменные оказались значимыми. Мария интерпретировала результаты следующим образом: страны с высоким уровнем ИРЧП привлекают иммигрантов своим потенциалом комфортной адаптации и наличием благоприятных условий для развития самих мигрантов и членов их семей. Страны с эффективной правовой системой являются привлекательными, т.к. в них гарантируется защита человеческих прав и свобод. Страны с колониальным прошлым имеют не только общие исторические предпосылки, но также и культурное сходство. Это, безусловно, способствует лучшей адаптации в принимающей стране.

Затем научный сотрудник ЛССИ Андрей Щербак представил доклад на тему «Культура имеет значение? Сравнительный анализ значения толерантности для модернизации». Его исследование посвящено изучению взаимосвязи между толерантностью и модернизацией. Было высказано предположение, что рост толерантности в отношении к гендерному равенству, а также этническим меньшинствам, во многом обуславливает успех модернизации (понимаемой в «узком» смысле – как экономическая и технологическая модернизация). Как было показано в докладе, толерантность действительно оказывает значительное воздействие на модернизацию, причем самым важным фактором являются установки по отношению к гендерному равенству. Толерантное отношение к этническим меньшинствам играет менее значительную роль. Каузальным механизмом, связывающим толерантность и модернизацию, является наличие сильных политических институтов. Андрей выделил две модели модернизации: «толерантную» и «догоняющую» модель. Первая модель характеризуется акцентом на инновации, высоким уровнем толерантности и сильными политическими институтами, вторая – высоким уровнем инвестиций, низком уровнем толерантности и слабыми политическими институтами.

Далее выступила ассоциированный сотрудник ЛССИ Елена Пруцкова с докладом на тему «Религиозность и толерантность к осуждаемым религией формам поведения в сравнительной перспективе: проблема согласованности феномена религиозности». В докладе исследовалась одна из ценностно-нормативных сфер, в которой можно ожидать, что нормы поведения будут особенно жестко предписываться религией, а девиации – особенно резко осуждаться, а именно сфера сексуальности, семьи и экзистенциальных вопросов. В качестве эмпирической базы исследования использовались данные «Европейского исследования ценностей» за 2008 год. Особое внимание было уделено новым формам религиозности – вере без принадлежности к какой-либо деноминации и принадлежности к деноминации без веры. Представители двух указанных групп демонстрируют даже более выраженную толерантность к нарушению предписываемых религией социальных норм, чем нерелигиозные европейцы. Уровень толерантности в указанных двух группах по сравнению с другими остаётся высоким, хотя и в несколько меньшей степени, при контроле страны проживания, вероисповедания и некоторых социально-демографических параметров. Непоследовательность, характеризующая отношение представителей этих групп к религии, находит свое выражение в том, что представители этих групп чаще склонны оправдывать нарушения предписываемых религией норм, чем люди нерелигиозные. Сила связи между религиозностью и толерантностью существенно колеблется в зависимости от страны, что указывает на желательность построения многоуровневой регрессии. В странах с низким уровнем первичной религиозной социализации (куда вошли в основном пост-социалистические страны, кроме Польши) связь религиозности и толерантности имеет более пологую форму, в то время как в группе стран с высоким уровнем социализации (куда вошли в основном средиземноморские страны, а также Польша и Ирландия) форма зависимости – более крутая. Чем выше уровень первичной религиозной социализации в стране, тем большее влияние религиозность оказывает на толерантность к формам поведения, которые осуждаются религией. 

Следующим был доклад старшего научного сотрудника ЛССИ Анны Немировской на тему «Влияние качества жизни на социальную толерантность: компаративный подход». В своей презентации Анна рассматривала проблему социальной толерантности в неблагоприятных условиях, таких как бедность, низкий уровень жизни, значительное социальное расслоение, политическая нестабильность, война и другие депривирующие обстоятельства. Для сравнительного анализа и проверки исследовательской гипотезы использовались переменные из базы данных «Всемирного исследования ценностей», а также различные международные индексы и данные национальной статистики.

Завершился круглый стол выступлением студенток Пермского научно-исследовательского политехнического университета Елены Коршуновой и Елены Поносовой, чей доклад назывался «Перспективы трансформации миграционного потенциала молодежи региона и социально-экономических функций миграции в 21 веке».

подготовил Андрей Щербак